суббота, 5 мая 2012 г.

Зачем нам чужое мнение?

Общий критерий полезности прост. Если чужое мнение позволяет найти новое решение, идею, знание, либо совершить необходимые действия, то такое мнение другого человека заслуживает внимания. Это не означает, что оно всегда правильно, но может быть таковым.

Например, если заболел, то лучше выслушать мнения трёх разных врачей. Это необходимо, чтобы принять решение, где лечиться, как, а главное – от чего. Вам предложат обследования, проинформируют о болезни, но мнений у врачей может быть много, а ваше здоровье одно. Окончательное решение лучше принимать, имея много вариантов лечения. Тут мнения нескольких специалистов будут только на пользу.

Когда чужое мнение необходимо?

1. Когда нет своего, никакого.

Десятки конкретных ситуаций: сделать ремонт, починить автомобиль, выбрать хороших специалистов и т.п. Мы в этих вопросах, как правило, полагаемся на чужое мнение, если сами не разбираемся. Иногда встречаются люди, считающие себя специалистами во всех областях, но это им только так кажется (по моему мнению).

2. Когда учишься.
Пришёл получать знания, навыки – спрячь своё мнение в карман или ещё куда подальше. Иначе обучения не получится. Например, видел, как взрослая женщина училась плавать. Инструктор полчаса объяснял, что надо выдох делать в воду. Барышня полчаса спорила, что, по её мнению, в воду выдыхать нельзя, а то в рот нальётся. Какова эффективность такого обучения?

Когда чужое мнение не нужно?

1. Если оно не содержит ничего полезного.

Например, человек самоутверждается, сообщая свои оценки: «у тебя всё плохо», «ты непрофессионал», «все неверно» и т.п. Оценки-ярлыки больше характеризуют самого «оценщика», но в них нет ничего конструктивного. И что делать с таким мнением? Ничего. Оно у меня вызывает чихательный рефлекс. Обычно такие «оценщики» начинают возмущаться, когда узнают, что их мнение может быть неинтересно и просто не нужно. Они свято верят, что все люди на планете Земля рождены с единственной целью – ценить мнение «самоутвержденца».

2. Когда твёрдо приняли своё решение.

Например, взрослый и самостоятельный человек принял решение жениться. По его мнению – это правильно и хорошо. Нужно ли отговаривать, высказывая свою точку зрения? Допустим, жених последует совету и передумает. Кто готов дать письменную гарантию, что у него всё будет хорошо, и он ни разу не пожалеет, что поступил в соответствии с чужим мнением. Наверное, на стадии принятия решения можно поделиться своими опасениями, рассуждениями, иногда даже нужно, пусть услышит разные мнения. Но когда решение принято, поскольку обдумано и взвешено, то чужое мнение уже не нужно. 3. Человек просто не хочет слушать.

Знаете, почему верблюд вату не ест? Не хочет! Так и человек устроен: если ему что-то не надо, то ваше самое прекрасное мнение услышано не будет. Зачем сотрясать воздух, портить бумагу, стучать по клавишам клавиатуры? Пустое это. Может быть, прав человек, ему виднее, на что внимание обращать, а что игнорировать. Но есть настойчивые люди. Они тем навязчивее, чем меньше их мнением интересуются, постоянно испускают дух противоречия. С одной стороны, не уважают право другого человека поступать по своему усмотрению, с другой – добиваются внимания к себе.